В каком обществе нам жить?

«Никому из евреев не дозволено взимать лихву за пищу или питьё, потому что несправедливо, чтобы он наживался за счёт единоверца своего».

Из свода законов Моисея. 21 июля 1996года. Новости Недели.

Народ Израиля – это сообщество евреев из Европы и Азии, Африки и Америки. Они отличаются по цвету кожи, менталитету, культурным традициям, интеллекту. Проживая многие столетия в странах исхода, евреи не только внесли свой огромный вклад в культуру других народов, но и многое взяли в свой духовный генофонд. Поэтому не ничего удивительного, если услышите несущуюся из соседних окон музыку, характерную для Востока и Европы. А в качестве языка международного общения зачастую служит родной с детства идиш.

Выходцы из республик бывшего СССР, Польши, Румынии и других восточноевропейских стран, Германии, Франции, Италии, Америки, Туниса, Марокко, Ирана, Ирака, Турции, Эфиопии и множества других стран, «сабры» и «ватиким» живут своей полузамкнутой жизнью, стараются сохранить свою самобытность, традиции. Усугубляет это разделение еврейского общества трудный путь освоения репатриантами иврита. Не секрет, что очень многие, прожив в стране 4-5 лет, не могут прочесть газеты, официальные документы. А так называемым русскоязычным хотелось бы знать мнение людей из различных слоёв общества. В этом им могли бы помочь русскоязычная печать, радио РЭКА, но они в основном дают нам информацию по странам СНГ и очень мало обзоров по израильской печати. Радио РЭКА имеет рубрику «По страницам израильской печати», но уж очень она убогая. В ней больше междометий, чем информации. Необходимо доносить до русскоязычной части населения мнение политических деятелей различных партий и движений, а также наших мудрецов – раввинов. Несмотря на запреты, моральное и духовное угнетение в СССР со стороны коммунистического режима, в наших душах сохранилось уважение к еврейской традиции, иудаизму.

Хотя история еврейского народа насчитывает многие тысячелетия, Государство Израиль ещё очень молодо, ему нет и пятидесяти лет. Только формируется единое общество, менталитет, культура, духовные ценности, законы общественных взаимоотношений. Перед нашим величайшим пророком Моисеем также стояла задача сформировать из двенадцати колен Израилевых единую нацию, очистить души людей от языческих предрассудков, вселить в них веру в единого Б-га, дать основополагающие законы. И на всё это он отвёл сорок лет. Нелегко было Моисею преодолеть предрассудки, племенную вражду евреев, амбиции их вождей. Но начал он с того, что потребовал от народа принятия и исполнения десяти заповедей, а также создал структуры государственного управления. До конца своей жизни он работал над совершенствованием законодательной базы государства. Свод законов Моисея был переведен на многие языки, и многое из него было позаимствовано другими народами. Законы, традиции определяют формирование народа, нации.

Расцвета своего могущества еврейское государство достигло при царе Соломоне. Но он же является, возможно, невольным виновником последующего распада государства. Отступление от установленных Б-гом и предками законов, от еврейских традиций привело к образованию двух еврейских государств Израиля и Иудеи, зачастую враждовавших и призывавших в помощь себе враждебные евреям народы, то есть евреи уничтожали евреев на радость враждебным им племенам.

Некоторое сходство с процессами, происходившими в глубокой древности, можно уловить и в современном обществе. Наши законодатели в Кнессете и правительстве не уделяют должного внимания созданию единого сообщества евреев, объединению их в единую семью на основе разумного законодательства, в котором не было бы лазеек для жульничества и обмана, воровства и грабежа, коррупции, хамства должностных лиц.

Сорок восемь лет прошло со дня провозглашения государственной самостоятельности, но утверждать, что создано цивилизованное еврейское сообщество – израильский народ – ещё рано. Сколько на это потребуется лет, сказать трудно. Всё зависит от наших законодателей, правительства и всех нас.

Недавно один из приглашённых в наш ульпан лекторов сказал, что основная черта характера еврея – стремление обмануть ближнего. Вначале это высказывание меня обидело. Прожив шестьдесят лет, я никого никогда не обманывал, никому ничего не должен. Так воспитали нас наши родители, так мы воспитали наших детей. Тридцать пять лет проработал я в одной системе и прошёл путь от сменного инженера объединения союзного подчинения до заместителя генерального директора по производству. Работу оставил за четыре до отъезда в Израиль. Оставил много учеников и друзей. Поэтому услышать такую характеристику евреев было очень неприятно. Но затем, подумав, я вынужден был признать, что некоторая правда в словах лектора есть. Газеты заполнены информацией о случаях мошенничества, воровства, присвоения работодателями зарплаты работников, произвола продавцов, хамского отношения государственных служащих к посетителям. Судебная система Израиля крайне неповоротлива. Даже простые трудовые споры суд рассматривает после 6-9 месяцев от подачи жалобы. Нужно усовершенствовать законодательство, реформировать судебную систему. Несовершенное законодательство, рутинная судебная система не защищают граждан, а наоборот, создают питательную среду для всевозможных жуликов, мошенников, воров. На такой основе порядочного еврейского общества создать невозможно.

Существуют целые системы облапошивания населения. При покупке квартиры-это система банковских ссуд и гарантий. Все согласны, что гаранты не нужны, но кнессету некогда принять решение по данному вопросу. Банк взимает в качестве возврата за ссуды суммы, в полтора раза превышающие договорный процент возврата. Почему банковские суммы привязаны к индексу инфляции? Вина за рост индекса инфляции лежит на правительстве, а отвечают потребители, самые малоимущие слои.

Годовой темп роста заработной платы – 2-2,5% при индексе инфляции 8-14% ведёт к обнищанию населения. 48 процентов работающего населения приносят домой менее 2000 шекелей заработной платы. Зато государственные служащие систематически добиваются повышения своего заработка. Даже в трудные для страны дни, когда фактически велась война в Ливане под названием «Гроздья гнева», служащие некоторых министерств бастовали, требуя повышения зарплаты. И добились своего. В то же время некому позаботиться о пенсионерах, инвалидах, участниках войны с фашизмом и их вдовах, об огромном количестве специалистов, бедствующих без работы.

Разве можно считать наше общество здоровым, если на глазах всего народа еврей убивает выдающегося деятеля господина Рабина, а израильский гражданин – араб безнаказанно провозит террориста на Дизенгоф, который убивает и калечит людей?

Кто дал право забрасывать камнями израильский флаг? Причём, это делали не арабы на территориях, а евреи в Иерусалиме.

Партийные деятели партии «МЕРЕЦ», считающие себя рупором светской интеллигенции, устраивают свадебный шабаш перед раввинатом. Бороться за принятие закона о гражданских браках нужно законными средствами, а не хулиганскими выходками. Эта партия больше заботится об арабах, чем о евреях. Израиль не порабощает арабов. Он добросовестно заботится о своих гражданах-арабах, они пользуются всеми льготами, рождаемость у них намного выше, но от службы в армии они освобождены. Арабы на территориях тоже не забыты. Им систематически переводятся крупные суммы денег.

В то же время господа из «МЕРЕЦ» хотят поссорить нас с религиозными евреями. Но этого не будет. Во время войн по защите отечества наши дети стоят в одном ряду с детьми религиозных евреев. Да и многих из нас атеистами можно назвать условно. Так сложилась жизнь, что мы растеряли многое из еврейского образа жизни.

Последние выборы продемонстрировали, что подавляющее большинство евреев не захотели опускать свои бюллетени в урны, в которые опускают свои бюллетени арабы. У нас с ними разные цели. У них – уничтожить Израиль, у нас – собрать на территории бывшей палестины как можно больше евреев, укрепить Государство Израиль, создать общество на принципах гуманизма и соблюдения прав человека.

Я надеюсь, что новое правительство не будет повторять ошибок своих предшественников и направит свои усилия на консолидацию общества, не допустит нападок одних групп населения на другие, как это делала Ора Намир и некоторые другие члены правительства. С народом необходимо говорить честно и откровенно, тогда он поймёт и поддержит.

Нужна правительственная программа по формированию единого еврейского сообщества, в котором трудно было бы прижиться мошенникам и жуликам, ворам и убийцам, а честным гражданам была бы гарантирована государственная скорая и праведная защита от возможного материального и морального ущерба. К разработке программы необходимо привлечь лучшие умы Израиля.

Наш маленький и немногочисленный Израиль постоянно находится под пристальным вниманием всех стран и народов. И пусть мы будем положительным примером для всего человечества.

Зиновий Гордон.