От Эйлата до Хайфы на метро…

Газета «Новости Недели» 13.02.98.

( Авторы публикации, подготовленной специально для приложения «День седьмой», - Юлий Заславский, доктор технических наук, профессор, академик Украинской академии строительства, проживающий в Ашдоде, и Зиновий Гордон, инженер, бывший заместитель генерального директора объединения «Спецшахтобурение» (г. Донецк), проживающий в Ришон ле – Ционе. Надеемся, наши читатели продолжат разговор о будущем Израиля, которое рождается сегодня…).

Можно с уверенностью утверждать, что в 21 веке геосфера всё интенсивнее будет обживаться человеком. Уже сейчас в промышленно развитых странах (с высокой плотностью населения) используются подземные сооружения для скоростного пассажирского транспорта (метро), транспортных развязок, размещения промышленных предприятий, оборонных объектов, торговых центров, создания стратегических запасов газа и нефтепродуктов, для захоронения токсичных и радиоактивных отходов. В крупных городах сооружаются многоэтажные подземные автогаражи, автостоянки.

В странах Скандинавии, в США, Японии, СНГ накоплен огромный опыт строительства и использования подземных сооружений. Разработаны новейшие технологии и оборудование для подземного строительства в различных горно-геологических условиях.

Преимущества подземного строительства очевидны:

--существенная экономия земли;

--снижение расходов на отопление и охлаждение помещений;

--использование земли в качестве строительных конструкций (внешние стены, перекрытия), за счёт чего экономится до 50% строительных материалов;

--под землёй человек не чувствует воздействия магнитных бурь, не воспринимает непосредственно воздействующих на него потоков космических частиц, защищён от пыли, вибрации, шума.

Это особенно важно в условиях Израиля: подземные сооружения могут служить укрытием для населения страны в случае ракетной атаки со стороны враждебного арабского окружения.

Целенаправленное и умелое использование недр Израиля будет иметь самые выгодные экономические и социальные последствия. Остановимся на некоторых проблемах, уже сегодня требующих решения.

В 1997 году в Израиле в автомобильных катастрофах погибло более 600 человек и более 4тысяч получили травмы различной тяжести. Это намного больше числа израильтян, погибших от рук террористов. Трудно предугадать бандитское нападение наших арабских «партнёров» по переговорам, но принять срочные меры по предотвращению гибели людей на автострадах мы обязаны. Строительство новых дорог, расширение действующих обходится государству очень дорого. При этом сокращаются площади сельскохозяйственных угодий, что также наносит вред стране. Где же выход?

Нужно соединить города и поселения Израиля скоростным подземным пассажирским транспортом – метро. Горногеологические условия для строительства тоннелей в Израиле более благоприятны, чем во многих других странах, где уже действует «подземка». При станциях метро необходимо предусмотреть строительство охраняемых подземных автостоянок, торговых центров, культурно – развлекательных заведений и т.д.

Что даст это нашей стране?

Время проезда даже между самыми отдалёнными населёнными пунктами Израиля сократится в 3-10 раз, движение транспорта будет осуществляться точно по графику, что даст возможность в любой точке страны, независимо от места проживания.

Резко сократится поток автотранспорта на дорогах, исчезнут злополучные «пробки», а, следовательно, увеличится безопасность дорожного движения.

Отпадает необходимость в использовании огромных площадей дорогостоящей земли, не будут потревожены древние захоронение и исторические памятники.

Строительство метро (в комплексе со станциями и другими сооружениями) даст работу десяткам тысяч израильтян. И это в то время, когда число безработных в стране достигает 180 тысяч. Местная промышленность получит дополнительные заказы, что благоприятно скажется на оздоровлении экономики.

В Израиль из стран СНГ репатриировалось огромное количество специалистов: строители, горняки, механики, электрики, многие имеют опыт проектирования и строительства подобных сооружений. Их не надо переучивать. Они сами могут стать преподавателями и обучать молодых ребят, желающих получить интересную и хорошо оплачиваемую работу.

Финансировать строительство необходимо только за счёт инвестиций частных физических и юридических лиц. В стране и за её пределами найдётся достаточно желающих вложить средства в это прибыльное предприятие, которое окажет огромное влияние на быт израильтян, транспортную инфраструктуру страны. От государства потребуется лишь одобрение строительства метро и поощрение его налоговыми льготами.

Уже сегодня можно предположить, что противниками подобного проекта выступят фирмы, занимающиеся импортом автомашин и горюче – смазочных материалов, автотранспортные компании. Но в целом народное хозяйство только выиграет.

Ещё одна важная для Израиля проблема, по нашему мнению, - надёжное захоронение радиоактивных отходов. Многие страны используют для этих целей стволы диаметром 2 – 3 метра. Огромный опыт в этом направлении накоплен в Украине, в Донецке, объединением «Спецшахтобурение».

В Израиле по инициативе земельного управления создана комиссия по использованию подземного пространства, возглавляемая Даном Ставом. Успех работы этой комиссии будет зависеть от квалификации её членов, от её полномочий. Среди новых израильтян есть крупные специалисты в области строительства и проектирования подземных сооружений. Их привлечение к реализации программы удешевит и ускорит решение важнейшей проблемы.